Успешность обучения математике

Научными сотрудниками Центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии Томского государственного университета реализуется лонгитюдное исследование, направленное на выявление факторов успешности обучения математике младших школьников. Исследовательский проект «Эпистемологические установки учителей, межпоколенческие эффекты установок родителей в отношении математики и индивидуальные различия младших школьников как факторы успешного обучения математике» (№ 20-013-00896) поддержан Российским фондом фундаментальных исследований и выполняется в рамках научно-образовательного партнерства с участием образовательных учреждений.
Актуальность проекта определяется социальным заказом на изменение качества математического образования, которое рассматривается сегодня как базовое условие когнитивного развития человека, позволяющего ему впоследствии стать более успешным практически во всех сферах его жизнедеятельности.
В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач рассматривается создание условий, позволяющих каждому учащемуся стать более успешным в освоении математики. Однако остается открытым вопрос о том, в какой мере эта успешность может определяться уровнем когнитивного развития учащегося, а в какой – другими факторами социально-психологической и аффективной природы. Поэтому в качестве таких предположительных факторов в исследовании рассматриваются, например, установки учителей в отношении преподавания математики и природы математического знания, мотивационные установки и эмоциональное отношение учащихся к математике как школьному предмету, прошлый опыт обучения математике самих родителей учащихся и оценка родителями математических способностей своих детей», – конкретизирует задачи проекта Ольга Богданова, директор Центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии, доцент кафедры общей и педагогической психологии Томского государственного университета.
Анализ результатов лонгитюдного исследования позволит получить представление о том, каким образом в условиях образовательной практике можно обеспечить успешность в обучении математике и минимизировать возможные негативные траектории развития математических способностей младших школьников, связанные с формированием устойчивого эмоционального непринятия математики как школьного предмета и неконструктивных представлений школьников о своих математических способностях.
«Понимание факторов успешности в освоении математики в начальной школе с включением переменных, описывающих эпистемологические установки учителей в отношении математического знания и их представления о гуманитарной составляющей математического образования, включая как само знание, так и способы его освоения, позволит разработать образовательные программы для педагогов. Сама возможность ценностно-содержательной трансформации математического образования будет определяться, прежде всего, ценностно-смысловой «перестройкой» профессиональных установок педагогов», – считает Елена Богданова, научный сотрудник Центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии, доцент кафедры общей и педагогической психологии Томского государственного университета.